В соответствии с Планом работы на второе полугодие 2018 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ на судебном участке № 2 г. Гая Оренбургской области за 2018 год.

Часть 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность  за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

        Указанная норма введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" и вступила в силу с 15 июля 2016 г. До этой даты административная ответственность за соответствующее деяние не была установлена.

        В то же время ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 г., предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей.

        С 15 июля 2016 г. установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

         Новое правовое регулирование направлено на уточнение диспозиции ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее (до 15 июля 2016 г.) охватывающей в том числе бездействие, связанное с систематическим уклонением от уплаты средств на содержание детей. При этом введение административной ответственности за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и ее разграничение с уголовной ответственностью осуществлено с сохранением уголовно-правовой защиты имущественных интересов детей и, следовательно, не может рассматриваться как ослабление мер правовой ответственности лиц, виновных в неуплате средств на содержание таких детей, а также не должно приводить к уклонению от ответственности виновных лиц.

         Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

        Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и считается оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

      Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

     Анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия.

      В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года               № 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица.

При изучении дел данной категории ошибок в территориальной подведомственности не выявлено.

Статьей 5.35.1 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуплату родителем               (ч. 1) либо совершеннолетними трудоспособными детьми (ч. 2) без уважительных причин средств на содержание детей (ч. 1), нетрудоспособных родителей (ч. 2) в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Обобщение судебной практики показало, что во всех делах об административных правонарушениях вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев.

        Всего за  2018 год на судебном участке № 2 г.Гая Оренбургской области рассмотрено       12 административных дела данной категории, к административной ответственности привлечены 12 лиц.

Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ:

- назначено  наказание в виде обязательных работ  – 12 лицам;

      Так, по административному делу № 5-243/2018 в отношении Р., привлеченного по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 80 часов.   

     От общего числа рассмотренных административных дел за 2018 года, дела данной категории составляют 2,1% от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях (564 дела).

Из рассмотренных в 2018 году дел, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, окончено производство по 12 делам в отношении 11 мужчин и в отношении 1 женщины.

Субъектами дел об административных правонарушениях являются физические лица, в связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ им должно быть обеспечено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Судьей и разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела расписки о разъяснении прав, разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

В связи с указанными нормами потерпевшими по данной категории дел следует признавать как самого ребенка, на содержание которого взысканы алименты, так и родителя (лица, его заменяющего), в пользу которого взыскиваются алименты.

Если ребенок находится в социальном учреждении, потерпевшим признается сам несовершеннолетний ребенок, поскольку при нахождении ребенка в социальном учреждении алименты поступают на счет несовершеннолетнего, что исключает причинение вреда имуществу учреждения. Поэтому правильной является позиция, когда представитель учреждения, в котором находится несовершеннолетний, привлекается в качестве его законного представителя, а не в качестве потерпевшего.

     Судебным приставом-исполнителем должны опрашиваться потерпевшие (законные представители), материалы дела должны содержать их объяснения, при этом потерпевшим разъясняются их процессуальные права и обязанности.

Как видно из представленных дел мировым судьей потерпевшие в судебное заседание не вызываются судебными приставами, так от потерпевшего имеется либо заявление о привлечении к административной ответственности, либо объяснение, в котором отражено мнение потерпевшей о привлечении должника к административной ответственности, телефонограмма об уведомлении о возбуждении дела об административном правонарушении, расписка об извещении о рассмотрении дела в суде, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, причем без указания даты судебного заседания, согласие на СМС извещение). Такой подход к рассмотрению дел следует признать правильным.

Санкции ч. ч. 1 и 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает назначение обязательных работ либо административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

     КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Статья 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, следовательно, административное правонарушение направлено против интересов несовершеннолетнего. В данном случае наличие несовершеннолетнего ребенка, которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не выплачивает алименты, не может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства.

При назначении наказания мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, прекращенных производством  не имеется.

          В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.

          В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

          В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

          Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

          Все дела  данной категории   рассмотрены в день получения протокола.

          Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

          По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со                    ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол  в тот же срок.

           По всем делам, вступившие в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности направлены для исполнения в Гайский РОСП УФССП по Оренбургской области.

      Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, имеет 3-годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Все дела рассмотрены в пределах установленного срока.

Помощник мирового судьи

судебного участка № 2 г. Гая Оренбургской области                                   Е.А. Волкова