Административные дела, рассмотренные на судебном участке № 2 по г.Гай Оренбургской области, возбужденные на основании постановлений Гайского межрайонного прокурора за 2012 год
Согласно ст. 28.4 КоАП РФ Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 5 статьи 15.27, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором без составления протокола об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента вынесения прокурором соответствующего постановления. По смыслу ч.2 данной статьи сведения, которые должны быть указаны в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, идентичны сведениям, указываемым в протоколе об административном правонарушении (ст. 28.2).
За 12 месяцев 2012 года на судебном участке №2 по г.Гай Оренбургской области всего рассмотрено 692 дела об административных правонарушениях, их которых 15 - дела возбужденные на основании постановлений, вынесенных прокурором, в том числе:
Номер статьи
КоАП РФ
Общее количество дел
Назначено наказание в виде:
Примечания
административного штрафа
дисквалификации
5.27
1
-
1
17.7
3
3
-
-
19.7
3
3
-
-
19.29
2
2
-
-
5.61
7
5
-
2 в остатке на конец отчетного периода
20.7
2
2
-
-
14.13
1
-
-
1 дело передано по подсудности
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это самая главная норма, которая устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства. Имеются и другие, однако ст. 5.27 КоАП РФ охватывает наибольшее число нарушений трудового законодательства. Пожалуй, это одна из наиболее распространенных статей, по которым к административной ответственности могут быть привлечены юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.
Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет 2 части, которые предусматривают разные нарушения трудового законодательства. Первая часть устанавливает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а вторая часть – за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
По части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель может быть привлечен за любые нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Типовые нарушения трудового законодательства, за которые организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ:
- Выплата заработной платы 1 раз в месяц.
- Выплата заработной платы позднее установленных дней выдачи заработной платы.
- Невыдача трудовой книжки в день увольнения и не направление уведомления о необходимости явиться за ней или дать согласие на оправление по почте в день увольнения.
- Несвоевременная оплата отпуска (не позднее 3 дней до его начала).
- Привлечение к сверхурочной работе с нарушением процедуры.
- Нарушение требований к содержанию и форме трудового договора.
- Необоснованное заключение срочного трудового договора.
- Нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.
По части 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможна административная ответственность только за аналогичные нарушения законодательства о труде и об охране труда, если ранее должностное лицо уже привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что аналогичным правонарушением является не любого нарушения законодательства о труде и охране труда, а такое же нарушение. В качестве примера приведен случай, когда в первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника.
По части 2 статьи 5.27 КоАП РФ должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это связано с тем, что согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данный вывод подтверждает ответ на вопрос № 8 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Также необходимо учитывать, что аналогичное нарушение трудового законодательства должно быть совершено после вступления в законную силу первого постановления о назначении административного наказания и окончания исполнения постановления о назначении наказания, например, после уплаты административного штрафа.
Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:
- Для должностных лиц – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.
- Для индивидуальных предпринимателей – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Для юридических лиц – штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает единственное наказание в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалификация может быть назначена только государственным и муниципальным служащим, директором и генеральным директорам (лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа), членам совета директоров (наблюдательного совета), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, лицам осуществляющим деятельность в сфере подготовки спортсменов и организации проведения спортивных мероприятий.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 2 месяца. Это следует из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, где ст. 5.27 не названа в качестве исключений из общего правила.
На практике часто встает вопрос, с какого момента необходимо исчислять начало течения срока давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности необходимо считать по-разному в зависимости от характера нарушения норм трудового законодательства.
Если трудовым законодательством установлен срок совершения предписанного действия или запрещенного действия, то срок привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ необходимо считать с даты наступления этого срока или с последнего дня, когда должно было быть совершено предписанное действие. Например, если заработная плата должна была быть выплачена 15 числа текущего месяца, то срок привлечения к ответственности нужно исчислять с 15 числа.
Если же трудовым законодательством не установлен срок для исполнения обязанности, то административное правонарушение является длящимся и срок исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.
Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ составляет 1 год. В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
Так, Г.С.В. являясьдиректором«***», будучи ранее на основании постановлений №123 от *.*.*г., №456 от **.**.**г. подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушил законодательство о труде и об охране труда, а именно начислил, но не выплатил заработную плату 31 работнику предприятия за март-июнь 2012 года, не провел аттестацию рабочих мест по условиям труда. Вина директора ООО «***» Г.С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27 КоАП в судебном заседании доказана, ему назначено наказание в виде дисквалификации на срок один год.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в виде административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Так, Т.В.М., являясь директором МБОУ «СОШ №*», не выполнил законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом «О прокуратуре РФ», а именно: Т.В.М. направлено представление с требованием о рассмотрении представления на совещании с участием прокурора, принятии мер по устранению выявленных нарушений, о принятых мерах в месячный срок сообщить в прокуратуру. Т.В.М. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, назначить наказание в виде штрафа в размере 2 000 /две тысячи/ рублей.
Статья 19.7. КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.8 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
А.С.В., являясь индивидуальным предпринимателем, в нарушение требований ч.3 ст.25 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» о ежемесячном представлении органам службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест в июне ** года не представил в Государственное бюджетное учреждение «Центр занятости населения г.**» отчет о потребности в работниках и наличии вакантных рабочих мест (должностей) в такси. Вина А.С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП в судебном заседании доказана, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 300 рублей.
К.И.Н., являясь директором ООО «***», в нарушение требований ч.3 ст.25 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» о ежемесячном представлении органам службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест в период времени с февраля ** года по апрель ** года не представил в Государственное бюджетное учреждение «Центр занятости населения г.**» отчет о потребности в работниках и наличии вакантных рабочих мест (должностей) в ООО «***», расположенном по адресу: Оренбургская область, г.*****. К.И.Н. признанвиновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 400,00 рублей.
Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Так, ООО «***», расположенное: Оренбургская область, г.**, в срок до ** года в нарушение ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон «О противодействии коррупции») не сообщил о заключении трудового договора с К.Р.К. замещавшего должность ***, входящего в «Перечень должностей в Министерстве внутренних дел РФ, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» утвержденный Приказом МВД РФ от 31.08.2009 № 680, в установленный законом десятидневный срок, с 04.07.2012г., т.е с момента заключения трудового договора, не сообщило о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.
Суд признал ООО «***» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Ста тысяч) рублей.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении № 5- **/2012 от **, Б.Ю.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей за то, что, являясь генеральным директором ООО «***», в срок до ** года в нарушение ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон «О противодействии коррупции») не сообщил о заключении трудового договора с К.Р.К. замещавшего должность ***, входящего в «Перечень должностей в Министерстве внутренних дел РФ, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» утвержденный Приказом МВД РФ от 31.08.2009 № 680, в установленный законом десятидневный срок.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции», согласно ч.5 ст.12 указанного закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20.7. Предусматривает административную ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:
Часть1: Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 2: Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В период с ** апреля по ** апреля ** года согласно проведенной прокуратурой проверке совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности по г.** управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ** области по порядку содержания и использования защитных сооружений, расположенных на территории общества с ограниченной ответственностью «***» (далее ООО «***») по адресу: Оренбургская область, г.**, выявлено, что Б.Ю.С., являясь генеральным директором и начальником гражданской обороны ООО «***» и ответственный за организацию и осуществление мероприятий в области гражданской обороны, допустил нарушение обязательных требований в области гражданской обороны в ООО «***», а именно:
- не предусмотрен 1 освобожденный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
- не созданы запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
- не разработан План гражданской обороны организаций;
- не создана комиссия по повышению устойчивости функционирования;
- два защитных сооружения – встроенные убежища № 726 и № 727 по своему техническому состоянию к приему укрываемых не готовы, а именно: документация убежища не разработана; организацией не заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 359 от 23.04.1994 года; в убежище нарушена герметизация; в помещениях вода, вследствие чего повышенная влажность, внутренняя отделка нарушена, температурный режим не соблюдается, подключение системы электроснабжения опасно; защитно-герметические двери, ставни, фильтровентиляционное оборудование, инженерные коммуникации, воздуховоды подвержены коррозии, покрыты слоем ржавчины;- уплотняющая резина на защитно- герметических дверях и ставнях устаревшая, отсутствует либо окрашена; системы вентиляции неисправны, ремонт и техническое обслуживание оборудования не проводится, фильтры с истекшим сроком эксплуатации; убежище не укомплектовано приборами для измерения подпора воздуха и параметров воздушной среды; сооружения не проверялись на герметичность; системы жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация и др.) неисправны; баки запаса питьевой воды не оборудованы водоуказателями, не освидетельствованы службой санитарного контроля; окраска элементов инженерных систем выполнена с нарушением требований «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Б.Ю.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, назначить административный штраф в размере 5 000 /пять тысяч/ рублей.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» преступления, предусмотренные ранее ст. 129 и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, декриминализированы. Указанные деяния исключены из числа уголовно наказуемых и включены в разряд административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.60 КоАП РФ (клевета) и 5.61 КоАП РФ (оскорбление), соответственно.
Согласно ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором и в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.
Еще в римском праве активно пользовались иском из оскорбления (actio in iuriarum) как средством борьбы со всякого рода противозаконными действиями в области гражданского права. Вот и в Российской Федерации подошли к «европейским стандартам», переведя оскорбление из уголовной категории в гражданскую и административную.
Законодатель в ст.5.61 КоАП РФ указал:
«Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пассивное бездействие при оскорблении также административно наказуемо.
«Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Срок давности при совершении уголовно наказуемых деяний ранее составлял два года, теперь по административному законодательству (по общему правилу) он составляет три месяца.
Так, ** августа ** года около 12-00 часов К.М.М., находясь около дома №** по ул.** г.**, умышленно, в целях унижения чести и достоинства потерпевшего, в неприличной форме высказала в адрес Ю.А.А. оскорбление, чем унизила ее честь и достоинство. Х.М.Г. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.61 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (Одной тысячи) рублей.
Исполнил:
Помощник мирового судьи Примачек Е.Г.