15 лет Мировой юстиции Институт мировых судей в России впервые был введён Судебным
уставом 1864 года в рамках проводимой судебной реформы и стал преемником
мировых посредников. Основная идея российской модели мировой юстиции (идея
«судьи-миротворца») была заимствована из Франции, где она получила
осуществление в революционную эпоху. Девяностые годы прошлого столетия можно с уверенностью
назвать новым периодом в жизни российского общества, повлекшим кардинальные
преобразования во всех сферах государственного устройства. Вне реформ не могло
оставаться и отечественное судоустройство и судопроизводство. Весомой вехой в
реформировании судебной системы стало появление мировых судей. Впервые после долгих лет забвения упоминание о мировой
юстиции прозвучало при принятии постановления Верховного Совета РСФСР 24
октября 1991 года «О Концепции судебной реформы в РСФСР». Именно Концепция
стала началом создания нового звена судебной системы – мировых седей, заложив
главные принципы их формирования: максимальную доступность для населения,
единоличное рассмотрение дел, малозначительность дел, упрощение процедуры их
рассмотрения. Другая задача, решение которой также увязывалось с
учреждением института мировых судей, заключалась в снижении рабочей нагрузки
звена районных (городских) судей. Перераспределение нагрузки между федеральными
и мировыми судьями было нацелено, прежде всего, на сокращение сроков
рассмотрения дел, что является одним из основополагающих прав человека,
установленных ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод (право на
справедливое судебное разбирательство). Дальнейшее развитие положения Концепции получили в принятой
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Развитие законодательства в сфере судоустройства обусловило
принятие 26 июня 1992 года Закона «О статусе судей в Российской Федерации» и
внесение в дальнейшем в него дополнений относительно требований, предъявляемых
к кандидату на должность мирового судьи. Следующим этапом было принятие 31
декабря 1996 года Федерального конституционного закона «О судебной системе
Российской Федерации», статья 4 которого определяла место мировых судей в
судебной системе РФ как судей общей юрисдикции субъектов РФ. Ст. 28 Федерального конституционного закона «О судебной
системе Российской Федерации», определяющая положение о том, что мировой судья
в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и
уголовные дела в качестве суда первой инстанции, указывала на то, что
полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным
законом и законом субъекта РФ. Такая формулировка предполагала издание
отдельного нормативного акта – федерального закона о мировых судьях. Несмотря на значительные усилия законодателя Федеральный
закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был принят только 17 декабря
1998 года. С этого момента началось формирование института мировых судей в РФ.
Данный Закон позволил законодательно утвердить гарантии, требования,
компетенцию и др. мировых судей. Только после этого у мировых судей появилась
возможность приступить к осуществлению правосудия по гражданским и уголовным
делам, а с введением 1 июля 2002 года в действие Кодекса об административных
правонарушениях РФ – и по делам о таких правонарушениях, существенно
«разгрузив» при этом систему федеральных судов общей юрисдикции. Становление мировой юстиции заключается в сложном и
многоступенчатом механизме реализации Закона «О мировых судьях в Российской
Федерации». В каждом субъекте Российской Федерации требовалось принятие своих
законодательных актов регламентирующих не только деятельность мировых судей (с
указанием числа мировых судей, количества судебных участков, их границ), но и
установления порядка их отбора, согласования и назначения на должность. В
Оренбургской области такой Закон был принят 02.09.1999 года. В связи с этим отрадно заметить, что в 2000 году в
Оренбургской области мировые судьи приступили к отправлению правосудия в числе
первых. В то время как в Республике Карелия и в Мурманской области назначение
мировых судей было отложено вообще на 2003 год. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1999 года «Об
общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской
Федерации» (с последующими изменениями) в Оренбургской области созданы и
действуют 112 судебных участков мировых судей, в том числе два судебных участка
на территории г. Абдулино и Абдулинского района. Судебные участки созданы из
расчёта численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. Мировые судьи за прошедшие годы стали настоящей кузницей
кадров как для пополнения корпуса федеральных судей (и не только), так и
областных. Одной из основных категорий рассматриваемых уголовных дел
являются дела частного обвинения, а также неквалифицированные кражи и
причинение средней тяжести вреда здоровью. Институт мирового судьи хотя и молодой, но уже достаточно
самостоятельный правовой институт, весьма эффективное средство в достижении
целей судопроизводства. Корпус мировых судей молод не только по времени его
создания, но и по возрастным характеристикам. Динамично развиваясь, институт мировых судей приобретает
новые черты, совершенствуется. Мировые судьи уже не только выполняют роль
эффективного механизма разрешения споров, но и являются чутким барометром
конфликтности в обществе и настроений населения. Этот барометр показывает, что
число гражданско-правовых споров, доходящих до обращений к мировым судьям,
материалов об административных правонарушениях постоянно растёт. Представленные статистические данные свидетельствуют об
оправданности создания института мировых судей в Российской Федерации. Мировые
судьи – необходимое звено в судебной системе, без которого судебная система
просто не выдержала бы потока всех обращений граждан. Роль судей и правосудия в
России трудно переоценить. Сама наша история, ожидания, надежды граждан, их
стремление к справедливости теснейшим образом связаны с судейским служением.
Эта деятельность никогда не была и, очевидно, не будет простой. Во все времена
она была и остается крайне ответственной и весьма трудной. Но с другой стороны,
люди вправе рассчитывать, чтобы суд работал без волокиты, без поверхностной
спешки, чтобы суд всегда стоял на страже закона, чтобы преступления не
оставались безнаказанными, а приговор суда их вовремя пресекал, и торжествовала
справедливость. Отдельно хочется выделить материально-техническое
обеспечение деятельности судебных участков. На первоначальном этапе, как и в
любом другом деле, многие вопросы решались достаточно сложно. Начиная с
размещения судебных участков и кончая обеспечением их компьютерной и другой
оргтехникой и даже канцелярскими принадлежностями и бумагой. С увеличением
нагрузки на мировых судей увеличивалось и финансирование их деятельности. Поскольку отправной точкой деятельности мировых судей в
Оренбургской области является Решение Законодательного собрания Оренбургской
области от 24 мая 2000 года о назначении на должность мировых судей, то в этом
году отмечается 15-летие мировой юстиции Оренбургской области. В канун
праздника всем мировым судьям, сотрудникам аппарата мировых судей желаем
крепкого здоровья, удачи, отличного настроения и пусть каждый ваш день будет
наполнен счастьем душевной гармонии, согрет теплотой внимания родных и близких.